Система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (Система взимания платы «Платон»)


Цель проекта:

Система взимания платы «Платон» создана в целях обеспечения установленного законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Система «Платон» осуществляет в автоматическом режиме сбор, передачу, обработку, хранение данных о движении большегрузного транспортного средства, начисление и взимание платы за суточный пробег, если владелец транспортного средства использует бортовое устройство или за весь путь при оформлении маршрутной карты, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

Полученные средства каждые сутки поступают в Федеральный бюджет РФ и направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

Реализация проекта вносит вклад в обеспечение достижения целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)» (подпрограмма – «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог.

 

История проекта. Правовая основа.

В целях перехода на нормативное содержание и ремонт автомобильных дорог в 2011 году принято решение о создании дорожных фондов, позволяющих при среднесрочном и долгосрочном планировании обеспечивать планомерное финансовое обеспечение дорожной деятельности.

В апреле 2011 г. с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации одним из источников формирования федерального дорожного фонда определена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Тогда же в Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности введена норма о том, что движение таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. Введение в действие данной нормы было установлено действующим законодательством с 15 ноября 2015 года.

В 2010 – 2011 году по заказу Минтранса России выполнена научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа на тему «Научное обоснование технических и технологических решений системы взимания платы за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования с владельцев (пользователей) транспортных средств, максимальная (полная) масса которых более 12 тонн и ее опытное внедрение», в ходе которой установлено, что повышение объемов перевозок и грузооборота автомобильного транспорта приводит к интенсификации использования федеральной дорожной сети, что в свою очередь усиливает воздействие на дорожные конструкции и ведет к их преждевременному разрушению.

6 апреля 2013 года Правительством Российской Федерации принято распоряжение № 531-р о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. С сентября 2013 года Федеральное дорожное агентство во исполнение распоряжения № 531-р Правительства РФ осуществляло проведение конкурса.

В июле 2014 года Правительством Российской Федерации было принято решение об изменении структуры планируемого к реализации проекта и заключении концессионного соглашения с единственным концессионером – ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», в связи с чем конкурс был отменен распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2014 года № 1553-р. В качестве обоснования выбора единственного концессионера была указана необходимость обеспечить при создании системы взимания платы приоритета отечественной компонентной базы, программного обеспечения и технологий, использования в первую очередь российского оборудования, а также необходимость обеспечения обработки и хранения данных на территории Российской Федерации.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 1662-р Федеральное дорожное агентство заключило с Обществом с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные Системы» концессионное соглашение от 29 сентября 2014 года № ФДА К-1.

13 ноября 2015 г. сторонами Концессионного соглашения осуществлена приемка Системы взимания платы, подписан акт приема-передачи Системы взимания платы. На дату приемки Система взимания платы была создана в следующем объеме: 200 тысяч бортовых устройств, 20 рамных конструкций с навесным оборудованием системы стационарного контроля, 100 автомобилей с установленным оборудованием (комплексы мобильного контроля), по всей стране развернута сеть из 234 центров информационной поддержки пользователей (далее по тексту – ЦИПП – действуют во всех крупных городах и на пограничных переходах). Система взимания платы создана и введена в эксплуатацию без привлечения бюджетных средств с использованием только частных инвестиций ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Проектирование, создание и эксплуатация осуществляется Концессионером из собственных и привлеченных средств (2 млрд. рублей составляют средства акционеров и 27 млрд. рублей кредитные средства Газпромбанка). В соответствии с концессионным соглашением система находится в государственной собственности Российской Федерации. 15 ноября 2015 года Система взимания платы начала функционировать на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № ЕД-182-р в Минтрансе была создана Рабочая группа по мониторингу функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. В состав группы вошли представители Министерства транспорта, Росавтодора, оператора Системы взимания платы, ассоциаций автомобильных перевозчиков, ретейлеров и бизнес-сообщества. Периодичность проведения заседаний Рабочей группы в начальный период работы Системы была еженедельной, в настоящее время заседания планируются и проводятся по необходимости.

Основной задачей Рабочей группы является осуществление мониторинга внедрения и доработки механизмов Системы взимания платы, а также недопущение негативных последствий для участников рынка в связи с введением и функционированием данной системы.

В соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 378-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 15 апреля 2016 г. плата в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, может быть внесена российским собственником (владельцем) транспортного средства после даты проезда транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при наличии соответствующих оснований;

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 249-ФЗ

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено установление для собственников транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с которых в соответствии с законодательством Российской Федерации взимается плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами, при начислении транспортного налога, вычета в размере уплаченной суммы в счет возмещения вреда, но не более суммы транспортного налога;

Пользователи с точностью до секунд могут узнать время начала и окончания движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также координаты отправной и конечной точки маршрута. Благодаря такой детализации в распоряжении транспортных компаний доступен не только финансовый, но и логистический отчет. Необходимо отметить, что это уникальная практика для аналогичных систем, действующих в других странах мира.

Оператор постепенно расширяет платежную инфраструктуру СВП — платежи принимаются через кассы и терминалы Сбербанка России, терминалы QIWI и платежной системы Cyberplat, в терминальной сети Московского кредитного банка; терминальной сети “Элекснет”; сети салонов “Евросеть”; терминальной сети “Дельта Пэй”; в терминалах в сети салонов связи “Связной”; терминальной сети КБ «ЭНЕРГОТРАНСБАНК», всего около 200 000 устройств.

Реализован сервис внесения платы со счетов абонентов сотовых операторов Билайн, Мегафон, МТС и Теле2.

Расширен перечень принимаемых Реализован прием платежей через онлайн-сервисы «Сбербанк Онлайн», «QIWI кошелек», «Элекснет Онлайн».

к оплате банковских и топливных карт, полный перечень:Visa, MasterCard, «МИР», China Union Pay, JCB) и топливные: E100, DKV, BP, Circle K, Aral, Berlio.

Текущий статус Количество зарегистрированных пользователей в Системе взимания платы на 31.01.2018 г. составляет более 353 861.

Количество зарегистрированных транспортных средств: 950 тыс.

Количество выданных бортовых устройств: более 728 640.

Введение Системы взимания платы позволило увеличить поступления в Федеральный дорожный фонд более чем на 40 млрд руб.

В 2017 году на этапе модернизации системы концессионер полностью развернул инфраструктуру системы стационарного контроля, что позволило обеспечить контролем 1 рамки каждые 100 километров федеральных автодорог.

Презентации

Презентация_правовых_основ_системы_взимания_платы
Презентация_технических_характеристик_системы_взимания_платы
Статус_системы_взимания_платы
Отчет о поступлении денежных средств